понедельник, 15 июня 2009 г.

объем украинского интернета: реальные факты и их подача

Простая задача - оценить число постоянных интернет пользователей в Украине и конкретно во Львове. Считать пользователей самому не нужно, гугл выдает кучу линков про "рост украинской интернет аудитории", про количество уникальных посетителей и т.д. В основном ссылаются на индекс бигмира http://i.bigmir.net/index/UAnet_global_report_042009.pdf
Но брать эти данные без предварительного анализа нельзя.
С упомянутого отчета от бигмира, данный переходят в статьи вроде УНИАН-Число пользователей украинского Интернета в мае почти не изменилось и разнообразные маркетинговые исследования.
Тут начинается самое интересное. Говоря про аудиторию, подразумеваем количество человек, которым будет доставлена информация. Но если взять упомянутую статью, то там:
Размер украинской аудитории пользователей Интернета (уникальных пользователей, сделавших более одного просмотра страницы за май 2009 года практически не изменился по сравнению с апрелем 2009 года и составил 11,814 млн. чел. (в апреле – 11,815 млн.).
...
При этом со значительным отрывом от других регионов лидирует Киев, на который в мае 2009 года пришлось 59,74% от всех пользователей Интернета в Украине. Далее следуют: Одесса (6,21% от всех пользователей), Днепропетровск (5,09%), Донецк (4,86%), Харьков (4,85%), Львов (3,09%), Крым (2,71%), Запорожье (2,27%). Суммарная доля этих регионов составила 29,08%.

Вот здесь и начинается самое интересное, всего 11.8 млн., из них в Киеве 60%. Делаем простые арифметические операции(специально для гуманитариев - умножаем 11.6 на 0.6) и получаем: в столице есть 7 млн. "уникальных пользователей, сделавших более одного просмотра страницы за май 2009". Это впечатляющая цифра, учитывая что в Киеве проживает немногим меньше 3 млн. человек.
Откуда такие цифры? Вернемся к первоисточнику - документу от бигмира. В начале есть фраза:
"Это уникальные пользователи сделавшие больше одного просмотра(хита) страницы за текущий месяц..."
а в конце:
"Посетители(cookies) - это число уникальных идентификаторов компьютеров, с которых были обращения к Вашей странице"

Как видим надежность технологии построенной на cookies такова, что каждого интернет пользователя в Киеве посчитали больше двух раз. А люди, не понимающие особенности используемых технологий,(журналисты, маркетологи и т.д.) превращают "уникальный идентификатор" в уникального пользователя.
Это не означает, что данными от бигмира нельзя пользоваться при аудитории. Но необходимо учитывать, как они были получены и что означают, и вводить соответствующие поправочные коэффициенты.
Цифры для Киева позволяют очень грубо высчитать поправку: учитывая что в 2.8 млн. городе есть еще маленькие дети, пенсионеры и люди не пользующиеся интернетом, то пользователей около 1.5-2 млн. Поправочный коэффициент должен находиться между 0.25 - 0.3 (и это оптимистический вариант, реально он может и 0.2 быть) для согласования данных с реальностью.
Теперь можно посчитать реальные цифры для Львова. Бигмир выдает для Львова 316тыс. пользователей. Учитывая коэффициент, получаем что на Апрель 2009 во Львовском регионе 79-94 тыс. интернет-пользователей.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Кстати большое количество пользователей в Киеве еще может быть потому, что пул ОГО *.pool.ukrtel.net считается как Киев

Анонимный комментирует...

Тогда не только ОГО, но и Golden Telecom

Анонимный комментирует...

а ниче что в Киеве реально (а не официально) побольше будет людей чем 3 млн?